Для вас родители!























«Как пополнять словарный запас у детей»

     

        Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4-5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширятся круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5-6 лет запас слов ребенка увеличивается до 2500-3000 единиц.

        При недоразвитии могут проявляться тревожащие родителей моменты:

- ребенок неактивен в речевом общении;

- он не может связно рассказывать о происходящих событиях;

- наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем мире;

        Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игр на словообразование и словоизменение.

«Наоборот»

Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением.

Например: высоко - … (низко), потерял - … (нашел).

«Закончи фразу»

Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенку нужно назвать слово, которое пропустил взрослый, т. е. Закончить фразу.

Например, сахар сладкий, а лимон … (кислый), река широкая, ручей... (узкий).

«Сравни!»

Взрослый предлагает ребенку сравнить.

Например: по вкусу: горчицу и мед; по цвету: снег и сажу; по высоте: дерево и цветок, по возрасту: юношу и старика и т. д.

«Скажи по-другому»

Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу.

Например: отыскать — найти, зябнуть — мерзнуть, шалить — баловаться.

«Продолжи цепочку»

Взрослый называет одно-два слова, а ребенку нужно подобрать как можно больше близких по значению слов.

Например: пища — еда (корм, продукты), жилище- дом (здание, квартира).

        Эти речевые игры хорошо сочетать со следующими заданиями:

«Кто и что бежит? Ползет? Летает? Растет? Плывет?», «Кто или что может быть горячим? Жарким? Тяжелым? Легким? Крепким?» и т. д.

«Отгадай»

Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум словам.

Например: сидит, стоит — кто? льется, журчит — что?

«Кто больше?»

Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.

Например: бежит кто? (Человек, зверь); Что? (Река, ручей, молоко, время).

        Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. Отгадку ребенок дает с объяснением того, как догадался.

         Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану. Например, взрослый предлагает составит загадку про предметы одежды, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят.

         Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например, взрослый просит ребенка объяснить, что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и тому подобные.

        Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы сами будете проявлять интерес к подобным заданиям, ребенок будет стремиться возвращаться к ним. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев и других культурных мероприятий. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте свое.


 


«Как приобщить детей к книге и чтению?»

Ответ прост! Нужно с раннего детства прививать любовь к книге, зажечь этот огонёк в душе ребёнка, который поведёт его в огромный мир художественной литературы. Ведь от уровня развития духовной культуры ваших детей зависит и их будущее.

Говорят, что «книга – источник знаний», но важно не ошибиться в выборе этого источника и построить работу с ним так, чтобы она приносила как можно больше пользы для развития ребёнка.


Как правильно выбрать книгу?

1. Главное знать, какая книга вам нужна: познавательная или художественная.

2. Определите, соответствует ли она возрасту вашего ребёнка (доступна, понятна).

3. Оцените привлекательность книги для ребёнка (выразительность художественных образов, красочность иллюстраций, величина шрифта, если ваш ребёнок уже читает сам).

4. Обратите внимание на качество книги: переплёт, качество бумаги (бумага должна быть белой, гладкой, матовой).

5. Проанализируйте содержание. Ответьте на вопрос: «имеет ли книга воспитательную ценность?»

 При чтении обязательно эмоционально играйте голосом, как в театре, чтобы ребёнок чувствовал себя участником событий и переживал их.  Адаптируйте текст именно для вашего ребёнка. При чтении старайтесь заменять сложные слова более доступными или объясняйте их значение.

Не противьтесь просьбе ребёнка читать одно и то же произведение несколько раз. Дети любят, когда им читают одно и то же. Многократное чтение позволяем им выучить целые отрывки наизусть.  Не отказывайте ребёнку, читайте ему, даже если он уже умеет читать самостоятельно.  Сопровождайте своё чтение иллюстрациями по содержанию произведения.

 После прочтения задайте вопросы по содержанию произведения. Это способствует развитию памяти и внимания ребёнка.

 Выясните воспитательное значение произведения.

 Закрепите новые слова, с которыми познакомились в процессе чтения.

 Предложите ребёнку сделать рисунок к произведению.

 С помощью вопросов помогите пересказать прочитанное произведение.

Важно понять, уважаемые родители, что первыми картинками для ваших детей должны быть не двигающиеся кадры на мерцающем телеэкране, планшете, телефоне, а иллюстрации из книг. Эмоциональное потрясение от прочитанного оставит в душе ребёнка глубокий след и тогда возникнет тяга к чтению.

 



РЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ - ОБРАЗЕЦ ДЛЯ РЕБЕНКА.

Ребёнок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. Ведь ребёнок изначально не знает, как нужно правильно говорить. Он обращает внимание на взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать её, постепенно приближаясь к образцу.

• Есть такие родители - «молчуны», которые из-за своих индивидуальных особенностей совсем мало разговаривают между собой, почти не общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает в своём развитии, поскольку у ребёнка есть возможность подражать только молчанию.

• Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков, говорят быстро, невыразительно, нечётко проговаривают окончания. Таким же образом они разговаривают с малышом, отвечают на заданные ребёнком вопросы.

В этой ситуации ребёнок также лишён полноценного образца для подражания. Это также может привести его к возникновению речевых проблем.

Чтобы малыш не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, чётко проговаривая окончания слов.

• Иногда случается, что детей дошкольного возраста (а это период активного речевого развития) «отправляют» в деревню к бабушке. Как правило, бабушки больше обращают внимание на физическое здоровье детей, а их речевому развитию не уделяют достаточного внимания.

В таких случаях речь ребёнка к моменту поступления в школу часто оказывается недостаточно развитой.

• Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т.е. воспроизводят все недочёты детской речи. Это также является одним из видов неблагоприятного воздействия на речь ребёнка.

Последствия такого поведения со стороны взрослых будут негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования своей речи.

• Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения.      Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Создавайте благоприятный климата в семье, располагающий к общению всех членов семьи; организовывайте игры, провоцирующие речевую активность детей.

• Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Организуйте свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

Ведь из-за того, что ребёнок находится в условиях неблагоприятной речевой среды, дефекты речи могут появиться даже у детей с нормально развитым речевым аппаратом. Если у ребёнка есть какие-нибудь отклонения в речевом аппарате, то последствия могут быть очень серьёзными.



Несколько советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.

1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.

2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки - собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).

3. Играйте с пальчиками, лепите из пластилина, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы:

4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте.

Дорогие родители! У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом-логопедом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребёнка всё будет хорошо.




«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»

Очень часто педагоги слышат от родителей, что никак не может ребенок запомнить стихотворение, пересказать небольшой рассказ или сказку, путается в строчках небольшого текста, переставляет слова местами. Дело в том, что у детей развита в основном зрительная памятьПамять помогает усваивать знания об окружающем мире и самом себе, овладение знаниями, умениями.

Одним из таких эффективных методов развития речи является мнемотехника. «Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Язык мозга — это зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить»

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.


Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- восприятие;
- развивает кругозор;
- развивает все стороны речи.
Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.
На первом этапе знакомим детей с символами – с «мнемоквадратами»,
на котором схематично изображается какой-либо


предмет, действие или направление действия, либо признак.
Каждое изображение обозначает слово,сочетание слов или несложное короткое предложение.

На втором этапе учим детей «читать» простые схемы из 2-4 символов. Дети учатся «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Это называется - «мнемодорожки». Это - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

На третьем этапе мы начинаем учить детей работать с мнемотаблицами.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;

Загадывание загадок Заучивание стихотворения

Преимуществ от данной техники множество, например:

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.



«Как развивать фонематический слух?»

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Только редким единицам удается избежать тех или иных проблем, появляющимися при освоении малышами родного языка. Самые распространенные трудности появляются, конечно, со звуками. Сразу правильно и четко произносить все согласные получается далеко не у всех.        

Итак, что такое фонетический слух?

 Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия.

      Фонематическое восприятие – это способность различать звуки  речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове  МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К четырем годам в норме ребёнок должен различать все звуки, у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова "кар-ти-на" - "ти-ти-на").

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

«Кто самый внимательный»

Цель: закреплять умение дифференцировать неречевые звуки, развивать слуховое внимание.

Взрослый  показывает деревянные, металлические ложки, стеклянные стаканы, бумагу, колокольчик, бубен, свисток и т.д. . Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

«Кто и как разговаривает?»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

«Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

 «Громко-тихо»

Цель: различать на слух высоту и силу голоса.

Взрослый показывает двух зайцев. Один большой заяц на барабане стучит громко, другой маленький зайчик стучит тихо. Дети угадывают , какой зайчик стучит в барабан.

  «Назови звук»

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Жук

Жук жужжит в железной банке –                    
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

Две синицы

Две синицы прилетели на сосну,

Две сестрицы засвистели про весну:

—  Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

Красота! Красота!

  «Исправь ошибку»

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя звуки в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

1. В огороде пасутся (розы),

В саду растут (козы).

2. Дедушку зовут (рука),

У него болит (Лука).

3. Зреет на кустах (Маринка),

Соберет ее (малинка).

4. Друг меня позвал на (пил),

Ел я торт и чай (пир).

5.  У слона огромный (робот).

На заводе сделан (хобот).

6. Ползает у речки (мак),

Расцветает в поле (рак).

7. На конверт наклею (маску),

На лицо надену (марку).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия.  Пусть будет весело и интересно!

  

«Что мы знаем о правильном речевом дыхании?»

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный (в 6 – 8 раз длиннее вдоха). На что же следует обратить внимание:

 1.Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.

2.Чтобы всегда говорил только на выдохе.

 3.Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.

 4.Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.

 5.Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнедиафрагмальное дыхание).

6.Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.

7.Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.

 8.Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.

 9.Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2 – 3 секунды.

 10.Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

 Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух.

Важно знать!
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Упражнения для развития дыхания

   



1.«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

2.«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

4.«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.



  «Движение и речь»

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова.  Другие спокойны несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев —1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова —нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300.  К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков в речи.   Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов,  А.А.Леонтьев,  А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.  Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?



Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).


«Паучок»

 

Паучок ползет по ветке

Пальцы правой руки перебираются по левой снизу к верху

А за ним ползут и детки.

Пальцы левой руки перебираются по правой руке снизу к верху

Дождик сильный вдруг полил,

Резко разжимаются и сжимаются пальцы рук

Паучков на землю смыл.

Левая рука стряхивает с правой «паучков»

Солнце стало припекать

Кисти рук соединить изобразить солнце

Паучок ползет опять

Пальцы правой руки перебираются по левой снизу к верху

А за ним ползут и детки

Пальцы левой руки перебираются по правой руке снизу к верху

Чтобы посидеть на ветке.

Легко похлопать пальцами обеих рук по голове.



Биоэнергопластика.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

        Биоэнергопластика - инновационное средство развития речи дошкольников. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Что такое  биоэнергопластика?

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.



Преимущества биоэнергопластики:

∙оптимизирует психологическую базу речи;

∙улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

∙способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

∙синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их ирезультативность.

                                    Упражнение «Часики»

 Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь,

которая движется под счет влево – вправо)

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

(пальчики расставлены в стороны, как лучики

солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются

и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,

на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)




«Чистая речь – залог успеха!»

Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с

удовольствие. А этмо во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к

школе. Вместе с ребёнком за семь лет дошкольной жизни вы построили

фундамент из многих кирпичиков. И чем крепче этот фундамент, тем

увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок в новой школьной жизни.

Одним из важных кирпичиков в этой постройке является речевое

развитие ребёнка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем

лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом

и чтением.  Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе.

Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих.

Недоразвитие одной из них делает речь неполноценной.



Первое - произношение. Неправильное произношение затрудняет

обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни

звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких

звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают

на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в

артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго

читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

Второе - это фонематическое восприятие, то есть способность

слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в

слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это

своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся

нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем

допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные,

удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает,

смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий

ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание

объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и

пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую

зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому

родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями,

их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать

ситуации, в которых ребёнок может по рассуждать.

Четвертое – лексико - грамматический строй речи, то есть умение

ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность

грамматических представлений (трудности словообразования,

словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в

дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть

к аграмматизму.

И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично,

последовательно пересказать какое-то событие или свои впечатления о чёмлибо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не

умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то

или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют

навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети

приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна

правильная, красивая, литературная речь взрослого.

О письме. Для того, чтобы у ребёнка был красивый, ровный почерк

необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё

недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация

движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому

этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и

графомоторных навыков.

В последние перед школой годы нужно постараться преодолеть все

недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе.

Подумайте, умеет ли ваш ребёнок внимательно слушать, отвечать на

вопросы, подчиняться требованиям старших, всегда ли доброжелательно

относится к окружающим.

Задача родителей – не опережающее изучение программы первого

класса, а всестороннее развитие ребёнка.



Когда и для чего ребенку нужен логопед?

Ребенок не рождается с правильно поставленной речью — это постепенный и сложный процесс, проходящий через знакомство с миром звуков. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с проблемой позднего развития или неправильного формирования речи.

К сожалению, многие родители думают, что показать ребенка логопеду необходимо только если есть проблемы с произношением звуков «Л» или «Р», а некоторые уверены, что стоит подождать до пяти лет и все наладится — ребенок сам «разговорится».

К сожалению, из-за таких неправильных установок теряется драгоценное время, и процесс коррекции речи у ребенка дается намного сложнее. В этой статье расскажем, когда нужно обращаться к логопеду и чем может помочь этот специалист вашему ребенку.

Признаки нормального развития речи у детей.

Первый этап активной речи у ребенка начинается с 1 года. Малыш уже произносит не просто звуки, но и отдельные слова, постепенно учится связывать их в простые предложения, набирает словарный запас. В полтора года дети обычно умеют составлять фразы из четырех слов.

В два-три года дети уже активно общаются между собой, хотя их речь далека от идеала. На этом этапе нормально, если часть звуков не выговаривается или ребенок «проглатывает» слова. В таком возрасте ребенок уже может запоминать простые короткие стихи.


С трех лет малыш учится произносить свистящие звуки. Если пока получается недостаточно чисто — это нормально.

К четырем годам дети осваивают шипящие звуки. Ребенок уже свободно формулирует свои мысли, может вести полноценные диалоги, конечно, в рамках пока ограниченных знаний об окружающем мире.

Пять-шесть лет — этап освоения сложных сонорных звуков, таких как «Р» и «Л». В этом возрасте в словарном запасе ребенка уже около 2 тысяч слов.

В семь лет в норме ребенок выговаривает все звуки и произносит их правильно, имеет словарный запас более 3 тысяч слов, понимает, как и когда менять интонацию при разговоре, может пересказать сюжет по картинке.

Эти этапы — сценарий нормального речевого развития ребенка. Если есть какие-то отклонения или отставания, нужно как можно быстрее обратиться к логопеду, так как основы правильной речи формируются в раннем возрасте и важно не упустить время. Если откладывать визит к специалисту, корректировать проблему может быть намного сложнее.

В каких случаях нужен логопед?

Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием. Основная специализация логопеда — выявление и устранение дефектов речи, формирование правильного произношения звуков и слов, развитие памяти, внимания и мышления. Такой специалист нужен, если у ребенка есть картавость, заикание, гнусавость, шепелявость, нарушение навыков чтения (для школьников) или скорости произношения.

Если говорить о возрастных периодах, то обращаться к логопеду необходимо, если:

К трем годам преобладает общение только через плач и жестикуляцию, ребенок не может составить простое предложение, не использует уже знакомые ему слова, не понимает, когда обращаются к нему. Использует «свой особый» язык, при этом говорит много и активно, но простых и понятных слов почти не использует.

Четырехлетний ребенок имеет проблемы с воспроизведением звуков и/или заменяет одни звуки другими, речь нечеткая и смазанная, путает порядок слогов в словах.

К пяти-шести годам дошкольник неправильно строит предложение, не понимает, как употреблять предлоги или согласовывать окончания, неверно произносит отдельные звуки.

К восьми годам школьник не понимает суть прочитанного текста, при письме подменяет одни буквы другими, читает с замедленной скоростью.

Также консультация логопеда требуется, если ребенок начал говорить с запинками, ему сложно выучить простое стихотворение, соответствующее его возрасту, он не может запомнить и пересказать короткий рассказ.

С какого возраста обращаться?

Раньше специалисты считали, что заниматься с логопедом необходимо детям старшего дошкольного возраста. Сейчас подход другой — консультация логопеда важна в возрасте 2, 5-3 лет. Этот возрастной период оптимальный для проведения ранней диагностики и обнаружения возможных проблем в речевом развитии ребенка.

Профессиональная оценка того, соответствует ли развитие речи у ребенка возрастным нормам, поможет не допустить более серьезных речевых нарушений в будущем.

Какие речевые проблемы сможет решить логопед?

Задача логопеда заключается не только в правильной постановке звуков, но и в развитии речевых навыков в целом.

Логопед поможет ребенку при наличии следующих нарушений:

недоразвитая речь (несоответствие возрастным нормам);

проблемы с письмом и чтением;

неправильное произношение слов или звуков;

потеря речевых навыков;

неправильное восприятие речи;

сложности с пересказом текста или составлением связного рассказа;

заикание;

картавость;

шепелявость;

гнусавость;

проблемы с речью из-за патологий органов речи, зрения, слуха.

 

Благодаря индивидуальным занятиям со специалистом улучшается речевая память, способность связывать слова в предложения, воспринимать звуки на слух, обрабатывать новые слова, строить связные тексты из отдельных предложений.

Занятия с логопедом — как часто они нужны?

Сроки коррекционного обучения также определяют индивидуально. Многое зависит от тяжести речевого нарушения и того, насколько ответственно выполняются все рекомендации логопеда. В этом вопросе важна вовлеченность родителей, так как достичь желаемых результатов можно только совместными усилиями. Одних занятий со специалистом без домашних занятий с родителями мало, чтобы быстро устранить нарушение речи. 





Вкусная» артикуляционная гимнастика"

 Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке:
усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил   речевые звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения органов артикуляции точными.

 Среди родителей бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь  важное,

несерьёзное и порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Конечно, ребёнку

быстро наскучат монотонные и не интересные упражнения, которые он должен делать сидя перед

зеркалом. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была

интересна? Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, которые

должны чётко выполняться по рекомендации логопеда, Вам предлагаются нетрадиционные

«вкусные» упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у

детей.

 Уважаемые родители, не забывайте о том, что выполняя «вкусную» артикуляционную

гимнастику, необходимо соблюдать следующие правила:

Все упражнения выполняются в вашем присутствии!

·        Перед началом выполнения упражнений стоит уточнить склонность ребенка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии,  это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия.

·        «Вкусные» упражнения лучше выполнять весело в игровой форме.

·        Наблюдайте за настроением ребёнка, если заметили, что его интерес угасает, то не настаивайте на продолжении. Лучше отвлекитесь на другое занятие, а в следующий раз предложите новое упражнение и закрепите предыдущее из «вкусной» гимнастики.

·        Ребенок должен быть вовлечен в процесс, он должен быть ему интересен, чтобы у него появилась мотивация к тому, чтобы правильно выполнять упражнения. Поэтому занятия нужно строить именно в игровой форме, а также можно ввести соревновательный момент с  поощрением за успешную работу. 


 Упражнения «вкусной» артикуляционной гимнастики.

·         
 «Держи крепче»

Удерживать: соломку, макаронину, ложку, сушку на языке, языком на губе, на

щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и

губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.

·         «Сладкий футбол»

Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех,

сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.

·         «Вкусное варенье»

Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ,

с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.

·         «Рыбалка»

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык –

это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и

дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

·         «Красивое печенье»

Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.

·         «Хомячок» (во время купания)

Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам

и с силой выпускает струю воды. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.

·         «Зубная фея»

Чистим зубной щёткой зубы, обратной стороной (ребристой) слегка массируем язык, щёки.

Аккуратно, чтобы не повредить слизистую полости рта.

·         «Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку,

конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем

проглатывать её.

«Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Можно чай туда налить

И с конфетами попить».

·         «Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом)

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер.

Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

- сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

- удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из

стороны в сторону.

- приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и

попробуйте удержать леденец только языком.

- поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

- двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

Удачи Вам и Вашим детям!







Речевые игры в путешествиях.

 Чем занять в дороге ребенка: задачка со звездочкой!  Что делать в дороге: в  автомобиле, поезде, автобусе или в другом транспорте, если с тобой едет ребенок? Можешь даже не надеяться, что чадо будет завороженно смотреть в окно несколько часов подряд. Дети – те еще непоседы, и дольше нескольких минут разглядывать пейзажи точно не будут.

Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы путешествуете. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Игра "Волшебные очки"

Представьте, что у вас есть "волшебные очки" когда их надеваешь, то все вокруг становится (зеленым, синим и. т. д). Посмотри вокруг и скажи какого цвета все стало: красные сапоги, красное дерево, красный забор, красная кошка...). Вариантов игры может быть много.

Игра «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.





Игра «Цепочка слов»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот…

Развивайте ребенку ориентацию в пространстве: «Назови, что находиться слева от тебя, справа, ближе, выше,.. и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».

Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»: у медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.

Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку. Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз ." «Кто у кого?» У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…

Игра «Большой-маленький» Стол – столик, рука — ? (ручка), язык — ?..

 «А дома бывают разные…» Рассмотрите дома вокруг вас. Какие они бывают? Деревянные, кирпичные, одноэтажные, пятиэтажные…, высокие, низкие, красивые и ….
Вспомните, на каком этаже вы живёте? Сколько этажей над вами?,

Игра «Назови мне» Ведущий загадывает признак (цвет, форму), а каждый участник должен назвать как можно больше объектов с этим признаком. Например: жёлтый — солнце, лимон, лампа.

Игра «Я вижу машину» Участники выбирают цвет и считают все встречные машины этого цвета. У кого их больше, тот и выиграл.

                             

 


 

  Удачных вам путешествий!

 



Скороговорки на закрепление звуков в речи.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота. 

* * * 

Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстаршных лягушат
Цаплю шепотом страшат.

* * * 

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

* * * 

Зеленая береза стоит в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

* * * 

У маленького Сани сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани.






Речевые игры с мячом.

Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, так как работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо.

При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее, т.к. ребёнок, увлечённый игрой, не замечает, что он учится, хотя при этом постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действий. Освоение игр с мячом – просто веселое занятие, одинаково увлекательное для детей разного возраста.

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Ход. «Мы волшебники немного:
Был один, а станет много».

Взрослый называет существительное в начальной форме (именительный падеж, единственное число) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч, например: дождь – …(дожди).

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход. «В мячик дружно мы играем,
Слова ласково называем».

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч, например: дождь – …(дождик или дождичек).

«Лилипуты и великаны»

Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом.

Ход. «Мы волшебники немного, великаном станет слово…»

Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч, например: дождик – …(дождище).

«Скажи наоборот»

Цель: закрепление слов – антонимов.

Ход. «Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот».

Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч, например: горячий -…(холодный).

Ход. «Человеческие дети,
Знают всех зверят на свете…»

Взрослый называет животное, а ребёнок подбирает название его детёныша, например: у тигра – …(тигрёнок), у льва – …(львёнок). Игра сопровождается перекидыванием мяча.





РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА


Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из детского сада, на прогулках.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.


Игры на активизацию словаря:

1.Игра «Кто или что может это делать?» 

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

2.Игра «Что для чего» 

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.

3.«Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в

«кислые», «соленые», «горькие» слова.

6. «Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

7. «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.

Игра на развитие звукового анализа и синтеза:

1. «Придумай слово»

 Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

Игры на развитие грамматического строя речи:

1.    Игра «Веселый счет» 

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

Игра «Подружи слова» 

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

Игра « Ты идешь, и я иду» 

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  

«Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

6.«Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

7.«Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем удачи!

 

 


"Читайте детям книжки"



Почему чтение книг нужно ребенку?


Сейчас для детей выпускается столько всего интересного, что можно потеряться среди игрушек и прочих развлекающих играх. Один только компьютер или даже телевизор чего стоят. Да и проще: включил ребенку мультфильм - и занимаетесь своими делами.
Конечно, мультфильмы тоже можно смотреть, но, ни один мультфильм или телевизионная передача не дадут столько для развития малыша, сколько может дать книга. К сожалению, современные родители об этом часто забывают. Одни считают книгу пережитком прошлого, другие думают, что чтение - занятие для ребенка слишком скучное и неинтересное. И оба эти представления в корне неправильны.

Книжные плюсы.
Чтение развивает речь. Литература любого направления обогащает словарный запас, способствует грамотному изложению мыслей, правильному построению предложений, выражению интонаций и безошибочному написанию слов. Чтение развивает образное и логическое мышление, пополняет запас знаний. Чтобы читать - нужна усидчивость, прилежность - книга прививает эти качества, как и внимание, умение размышлять о прочитанном. Книга помогает расширять кругозор, способствует умению смотреть на окружающую действительность под разными точками зрения, учит выбирать между хорошим и плохим, показывая модели поведения и героев. Полюбив чтение, ребенок уже никогда не оставит это занятие.

Как научить любить книгу.

Для начала нужно читать малышу вслух - пока он сам не знает букв. Можно читать даже, когда ребенок пока еще находится в утробе. А уж новорожденному будет очень приятно засыпать под неторопливо рассказываемую негромким голосом сказку. Ребенку будет приятен даже сам ритуал, когда мама или папа приходят к нему перед сном и, обнимая его, рассказывают что-то интересное. Это не просто чтение книги, это контакт, родственная связь, ниточка, которая протягивается между родителями и ребенком на всю жизнь.

Когда ребенок подрастет, можно привлечь его к чтению: пока Вы читаете - он рассматривает картинки. Только нужно обязательно объяснять, кто на них нарисован, чтобы малыш не терял нить повествования.
Когда ребенок научится разговаривать, можно начать учить его читать. Пусть по слогам, медленно, но он должен пробовать читать сам. Можно сделать так: предложение или абзац читаете Вы, другой - он. После каждой главы нужно обсуждать прочитанное. Пусть малыш пофантазирует, что дальше будет с героями. Также интересно будет для ребенка сначала прочитать книгу, а потом посмотреть мультфильм, снятый по ней. Попутно можно приучить ребенка слушать аудиокниги.
Ну и когда ребенок уже вполне сможет читать, остается только подбирать ему интересные книги. Но нужно также иногда читать вместе и разговаривать о прочитанном: что понравилось, что нет, как бы ребенок повел себя в ситуации, которая описана в книге.







«Пальчики играют – речь развивают»

                                                      «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».


В.А. Сухомлинский

      Эти выводы не случайны. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

    Выполнение упражнений с пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

  Вот одни из упражнений, которые нужно применять дома:

«Посчитаем»

           Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

           Раз- два – три - четыре-пять!

           Будем пальчики считать –    Крепкие, дружные.

           Все такие нужные… (Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)

"Замок"

            На двери висит замок.  (соединить пальцы обеих рук в замок)

          Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

          Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

          Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

          Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

          И открыли. (расцепить пальцы)

«Из миски в миску»

Переливать воду из миски в миску можно чем угодно. Например: ложкой, кофейной чашечкой, пипеткой, резиновой грушей, шприцом. Научите ребенка управляться с этими предметами, покажите сами и сделайте несколько движений его ручкой. Конечно, учитывайте возраст малыша: работа с пипеткой и шприцом под силу ребенку 2-х лет и старше. Дети могут делать это до бесконечности.


«Волшебное сито»

Скажите: “в этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Сортировка»

Попросите малыша разложить крупинки на 3 кучки: в одну кучку пусть кладет гречку, в другую – горох, а в третью – фасоль. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка – это простейшая мыслительная операция.

   Применяйте простые упражнения для тренировки мелкой мускулатуры: катание шестигранных карандашей. Перебирание палочек. Рисование тонкой и толстой кисточкой, пальцем. Рисование карандашом.  Лепка из теста, пластилина. Различные виды конструктора. Различные виды мозаики.  Игры со шнурками, с верёвочками.

   Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить!

Развитие связной речи ребенка в семье.


Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.


Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.

Связная речь имеет две формы:

·        диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)

·        монологическую(речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, родителям необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.   Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.

Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:





Формировать интерес ребенка к художественной литературе.

Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.

Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.);

б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);

в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).

Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры.. В игре часто, и сложное становится доступным. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитие различных речевых навыков:

Игра   «Угадай, что у меня в сумке».

Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет). (Игра с родителями: в сумке дудочка).

Игра «Скажи наоборот».

Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.

Игра «Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему « так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.

Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но еще и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?».

И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.

Желаю вам удачи!



 

Правила выполнения артикуляционной гимнастики.

 Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи!

 

     Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.

 

     Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут.

 


     Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас.

     В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому чаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.

 

      Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.

Похвалите за старание и вселите надежду в успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.

 

     Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как ребенок устал.

 


     В случае затруднений можно помогать ребенку выполнять те или иные движения, используя чайную ложечку с закругленной ручкой или удерживая язык, губы или нижнюю челюсть чистыми руками.

 

     Количество повторений артикуляционных упражнений варьируются в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений.

     Статическая нагрузка также может увеличиваться по мере повышения двигательных возможностей ребенка. Если в начале можно ограничить удержание артикуляционного положения под счет до 2, то со временем, по мере того как окрепнут мышцы, счет увеличивается до 5-10.

 

 Подходить к любому упражнению надо индивидуально, не стоит форсировать события, добиваясь освоения трудного упражнения в короткие сроки.

 

     Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, подражая, соревнуясь или изображая кого-либо. Например, добиваясь четкого и правильного положения в упражнении «Заборчик», ребенку легче освоить движения губами и удержать их в нужном положении, если он будет изображать лягушку, у которой рот до ушей. Можно попросить ребенка: «Сделай улыбку до ушей, хоть завязочки пришей!». Гибкость движений языка, быстрая вибрация кончика языка – важная предпосылка для постановки звука р. С этой целью можно провести  с ребенком  игру в лошадки и кучеров. Кучера щёлкают языком, лошадки цокают копытами – и то и другое способствуют выработке гибкости языка и интересно ребенку.

Такая постановка задачи создает веселый настрой у ребенка и конструктивно облегчает процесс выполнения упражнения. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений

 

     Очень полезны упражнения на выработку сильной струи воздуха, необходимой для произнесения шипящих и свистящих звуков. С этой целью можно предложить ребенку сильно дуть на ватные шарики, одуванчики, легкие предметы, находящиеся в тазу с водой (кораблики, рыбки), сравнить, кто лучше дунул, чей кораблик дальше уплыл. Полезно также пускать мыльные пузыри. Но при выполнении упражнений на дыхание будьте внимательны и осторожны, так как они могут вызвать головокружение. Будет достаточно выполнить их 5 раз.

    

     Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует выработке правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков!


 



Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны  выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша. 
Уважаемые родители, помните!

1.  Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в будущем приобрел интересную специальность, раскрылся как личность, в первую очередь научите ребенка грамотно и красиво говорить.

2.  Правильная речь необходима человеку любой специальности. Неправильная, скудная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе. Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих. Поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в семье.

3.  Речь отца, матери и всех членов семьи - это первый образец, которому подражает ребенок.
_____________________________________________________________

1 комментарий:

  1. Ходила к Анне Владимировне на занятия с дочкой.Быстро освоили все сложные звуки,чуть больше времени ушло на звук "р". Анна Владимировна замечательный педагог.Ребенок занимался с удовольствием.Огромное спасибо Гребневой А.В. за её труд и любовь к детям.Остались очень довольны..

    ОтветитьУдалить